Путинатор

Уже при первом взгляде на худощавого 42-летнего государственного деятеля, который из просторного кабинета 410 в Кремле управляет внутренней политикой России, становится ясно, что именно отличает его от других сотрудников администрации Владимира Путина. Движения Владислава Суркова более проворны, чем у медлительных кремлевских чиновников. И проворность Суркова не ограничивается только его движениями. Бывший руководитель любительского театра и сегодняшний помощник президента думает быстрее, более глобально и дальновидно, чем остальные представители неповоротливой массы российских бюрократов.

Поклонник рок-музыки, Сурков является скорее антибюрократом в погрязшем в бюрократии российском государственном аппарате. Он носит модные костюмы, которые великолепно на нем сидят, он твердо стоит на своем в дискуссии, при этом тон его мягок. Своего оппонента он сражает блеском интеллекта и обворожительной улыбкой. Его появлений опасаются больше друзья, чем враги. Московские политические стратеги, псевдопрорицатели и политические проститутки, которые получают распоряжения и предписания из-за красных стен Кремля, считают его едва ли не единственным политическим идеологом в толпе слабых тактиков при дворе президента Путина.

Клонированные прокремлевские партии и молодежные движения

Западные наблюдатели уже сравнивали Суркова с PR-менеджером и советником Джорджа Буша Карлом Роувом. Однако от западных стратегов его отличают властные полномочия заместителя руководителя кремлевской администрации, которая за 15 лет после развала Советского Союза сконцентрировала в своих руках власть в стране так же, как некогда ЦК КПСС. Суркову, представителю постмодернизма, чужды жаргон и идеология функционера советской эпохи, но поведение команды российского «танкера», которым он управляет, во многом напоминает времена генеральных секретарей.

Тон местных князьков становится подобострастным и испуганным, когда Сурков приезжает в регионы с визитом или даже когда упоминается его имя. Политическим партиям, которые хотят быть зарегистрированными министерством юстиции, был дал хороший совет – представиться Суркову. Самая большая партия в стране, пропутинская «Единая Россия», без сомнений, создана Сурковым. Самая сильная молодежная организация «Наши», которую еще иронично называют «Путин-югенд», тоже его творение. Функционеры этой организации называют себя в духе советских реалий «комиссарами». Это определение подошло бы для работы Суркова.

Его успехи очевидны. Более или менее сильного представителя оппозиции, Коммунистическую партию, он оттеснил на политическую окраину. Суркову удалось при помощи «своих людей» лишить коммунистов их политических союзников, сократив тем самым вдвое количество отданных за них голосов, которое еще в 1999 году оставляло 25%. В качестве приемного резервуара с благословения Кремля была основана партия «Родина» – своего рода метадоновая терапия для тех, кто еще ностальгирует по империи. После того как ее председатель Дмитрий Рогозин лишился власти из-за агитации в духе ксенофобии, Сурков выбил у проекта почву под ногами. Сын чеченца страдает аллергией на расизм, потому «Родина» не смогла принять участия в выборах в Московскую думу, а в результате сплетенной Кремлем интриги Рогозин лишился своего поста. «Родина» совместно с другими двумя партиями объединилась в лояльную Путину политическую силу – партию «Справедливая Россия». Производство партийно-политических мухоловок для недовольных, в которых они не смогут помешать власть имущим, было распространено еще при Борисе Ельцине. Однако Сурков довел этот процесс до совершенства.

Театр демократии с гэдээровским налетом

Самый главный его успех – это одновременно и самое сомнительное достижение ныне действующей власти. Управляемая из Кремля партийная система очень напоминает систему в той стране, в которой Сурков никогда не был, но где в течение пяти лет, вплоть до ее краха, работал его шеф Владимир Путин: ГДР. Режим СЕПГ допускал существование четырех управляемых «партий блока», демонстрируя тем самым всему миру видимость демократии. К ручной «ХДС» и «Либерально-демократической партии» присоединились «Демократическая крестьянская партия» и даже «Национал-демократическая партия Германии», созданная в 1948 году по инициативе Сталина, как находящаяся под строгим контролем «площадка для игр» для бывших соратников режима НСДАП и офицеров вермахта.

В качестве санкционированного государством учреждения для выброса националистической энергии в системе Путин – Сурков задумана Либерально-демократическая партия (ЛДПР) во главе с политическим крикуном Владимиром Жириновским. При этом управляемые партии конкурируют на выборах, а не так, как во времена ГДР, когда они проходили по единым спискам. Подобно гэдээровским функционерам, которые время от времени требовали возможности проведения «дебатов», чего система не могла допустить, Сурков также требует от партийных функционеров живых дискуссий. «Спорьте!» – призыв, который так и не находит отклика у марионеток.

Циничный гений или художник?

«Гением цинизма» называет генерал КГБ Алексей Кондауров своего бывшего коллегу Суркова: в начале 1990-х они оба работали в банке «Менатеп» Михаила Ходорковского, который потом встал во главе нефтяного концерна ЮКОС. В октябре 2003 года Ходорковский был арестован и приговорен к восьми годам тюремного заключения. Сурков не критиковал, но и не оправдывал поведение руководителей государства. В июне 2005 года в интервью SPIEGEL он признался, что находится «в замешательстве». Однако он предупредил о «реванше олигархов» – лучше, если политические силы, которые могут быть связаны с олигархами, будут держаться подальше от российской политики. С силой и возможностями финансовых воротил Сурков знаком как никто другой. Будучи специалистом по связям с общественностью, он работал не только на Ходорковского, но и на влиятельную «Альфа-Групп», занимал пост одного из руководителей телеканала ОРТ, который тогда принадлежал эмигрировавшему позднее в Лондон магнату Борису Березовскому.

Из Кремля доходят слухи о том, что президент Путин ценит Суркова за его эффективность и творческий подход.

Сурков – это художник: авангардист и конструктивист, для которого идеология – своего рода дизайн. Так характеризует кремлевского идеолога московский публицист Александр Проханов, неоднократно встречавшийся с главным политическим дизайнером. «Суверенная демократия» – так Сурков называет свое политическое произведение. Этот термин содержит намек на те страны, в которых демократические требования формально выполняются, но, тем не менее, ощущается сильная зависимость от США. С точки зрения Москвы это, прежде всего, Грузия и страны Балтии. Однако прилагательное «суверенная», которым жонглировал еще французский революционер Максимилиан Робеспьер в 1794 году в своих «Принципах политической морали», элегантно скрывает авторитарную систему.

А она, возможно, скроена не так прочно, как кажется на первый взгляд. В узком кругу кремлевских функционеров Сурков уже однажды обмолвился не только о «шаткой стабильности» в России, но даже об «иллюзии стабильности». Прокремлевская партия «Единая Россия», утверждает Сурков, должна, как новый корабль, сойти с административного стапеля в воду. Однако вопрос о том, годен ли этот корабль для трудного морского пути, Сурков предпочел бы не задавать.

 

Уве Клуссманн

Поделись с друзьями:

Опубликовал 4th Январь 2007.
Размещено в О Владиславе Суркове.
.



Оставить комментарий или два