Статья Померанцева о Владиславе Суркове «Путинский Распутин»
Мы публикуем первую часть перевода статьи Петра Померанцева «Путинский Распутин», посвящённой Владиславу Юрьевичу Суркову. Статья опубликована в издании «London Review of Books » от 20 октября 2011 года. Данная статья является мнением автора, а не позицией редакции нашего сайта.
Путинcкий Распутин
Следующий акт русской истории вот-вот начнется: Путин и Медведев отправляются за кулисы зеленой комнаты в Москве, переодевают костюмы и возвращаются, чтобы играть роли друг друга. Путин на посту президента, а Медведев премьер. Это апофеоз того, что стало известно как «управляемая демократия», и окончательный триумф сценариста и режиссера, главного идеолога Путина и серого кардинала, Владислава Суркова, «Кремлевского демиурга». Известный также как «Кукловод, который приватизировал российскую политическую систему», Сурков является настоящим гением эпохи Путина. Поняв его, вы понимаете не только современную Россию, но и новый тип политики с позиции силы, породу авторитаризма, но гораздо тоньше, чем штаммы 20-го века.
Есть что-то ласковое в мягком и гладком лице Суркова, но что-то демоническое в его взгляде. Он начинал театральным режиссером, затем стал пиарщиком, а теперь он «вице-глава администрации президента», но его влияние на политику России остается непревзойденным. Он является человеком, который стоит за концепцией «суверенной демократии», в которой демократические институты сохраняются без любых демократических свобод. Человеком, который превратил телевидение в культ поклонения Путину, пропагандистскую машину, создал прокремлевские молодежные группы, которые счастливо сравнивают себя с Hitler-Jugend, избивают иностранцев и оппозиционных журналистов, а также жгут «непатриотические» книги на Красной площади. Но это лишь половина истории.
В свободное время Сурков пишет эссе о концептуальном искусстве и тексты для рок-групп. Он является страстным поклонником гангста-рэпа: на его столе стоит фотография Тупака, рядом с Путиным. Он также предполагаемый автор бестселлера «Околоноля». «Предполагаемый», потому что роман был опубликован (в 2009 году) под псевдонимом Натан Дубовицкий — жену Суркова зовут Натальей Дубовицкой. Официально Сурков является автором предисловия, где он отрицает, что является автором романа, а затем ставит точку характерным для себя противоречием: «Автор этого романа — банальный и одержимый Гамлетом ребенок», и позже «это — лучшая книга, которую я когда-либо читал». В интервью он был близок к признанию того, что является автором, но всегда отступал от полного признания. Независимо от того, кто является автором, Сурков не оставил зацепок и доказательств.
Роман — сатира на современную Россию, чей герой, Егор, коррумпированный пиарщик, который рад обслужить каждого, кто будет платить за квартиру. Бывший издатель авангардной поэзии, теперь он покупает тексты бедных и «подземных» писателей, чтобы затем продать права на них богатым чиновникам и бандитам с художественными амбициями, публикующим работы под своими именами. Мир публикаций и связей с общественностью, описанный в романе, очень опасен. Издательства имеют свои собственные банды, члены которых стреляют друг в друга за права Набокова и Пушкина, а спецслужбы используют их в своих собственных темных целях. Это одна из тех книг, которые молодежные группы Суркова жгут на Красной площади.
Рожденный в провинциальной России матерью-одиночкой, Егор растет как книжный хипстер, разочарованный фиктивной идеологией позднего Советского Союза. В 1980 году он переезжает в Москву, чтобы болтаться на передовой богемы, в 1990-х он становится гуру пиара. Это фон, который имеет много общего с Сурковым, информации о котором было совсем немного до статьи в Новом Времени в начале этого года. Он родился в 1964 году, сын русской матери и отца чеченца, который ушел когда Сурков был маленьким ребенком. Бывшие одноклассники помнят его как человека, который издевался над животными и учителями, в комсомольское время ходил в вельветовых брюках и носил длинные волосы, как у Pink Floyd, писал стихи, пользовался популярностью среди девушек. Он был одним из лучших студентов, его эссе по литературе читали вслух учителя в учительской: он был слишком умен, чтобы верить в социальную и политическую настройку вокруг него.
В 1980 и начале 1990-х годов Россия экспериментировала с различными режимами, сменяя один на другой с головокружительной скоростью: советский застой привел к перестройке, которая привела к развалу Советского Союза, либеральной эйфории, а затем и экономической катастрофе. Разве можно верить чему-то, когда вокруг вас всё меняется так быстро? Сурков отказался от университетских карьер, начиная с металлургии и заканчивая театром, вставьте сюда период армейской службы, а затем богему, где Сурков имел множество споров и насильственных препирательств (он был исключен из школы драмы за драку). Сурков однажды сказал (или якобы сказал) в одной из американских дипломатических депеш, опубликованных WikiLeaks, что всегда думал о себе, как о непризнанном гении, но ему потребовалось некоторое время, чтобы найти своё ремесло.
Он изучал боевые искусства в клубе с Михаилом Ходорковским, молодой звездой бизнеса России. Ходорковский взял его телохранителем, но увидел, что гораздо выгоднее использовать его мозги, нежели мышцы, после чего выдвинул Суркова на пост пиар-менеджера. Он стал известен не только умением придумать гениальную пиар-компанию, но и необыкновенным характером манипуляции людьми, в процессе распространения информации в СМИ, со смесью очарования, агрессии и взяточничества. «Сурков действует как чекист 1920-х и 1930-х годов», говорит политолог, Дмитрий Орешкин. «Он всегда может найти наши слабые места». Далее в его истории следуют лучшие предложения на посты в банках и телеканалах. В 1999 году он был приглашен в администрацию президента Ельцина. Выглядев скорее как дизайнер, нежели чиновник, он выделялся среди остальных. Он был одним из ключевых политтехнологов в продвижении Путина на пост президента в 2000 году. С тех пор, в то время как многие из его коллег оказались в опале, Сурков сумел остаться в игре, воссоздавая себя, чтобы удовлетворить потребности своих хозяев. По словам Бориса Немцова, видного оппозиционного политика: «При Ельцине он был демократом, при Путине он самодержец».
Однажды он стал опасаться, что успех станет его погибелью: появились слухи, что Сурков питает президентские амбиции, опасный слух, особенно в политических кругах, и он немедленно пустил слух о своем чеченском отце, который ранее держал в строгом секрете, чтобы исключить себя из списка конкурентов на должность. Это был его способ сказать: «Я знаю своё место». Один из его бывших начальников описал его как «скрытный человек с огромным количеством бесов. Они никогда не бывает на одном уровне с людьми. Он должен быть либо выше, либо, в случае необходимости, ниже: Или босс, или раб.»
Наиболее интересной частью «Околоноля» становится момент, когда автор уходит от социальной сатиры к внутреннему миру своего героя. Егор описывается как «вульгарный Гамлет», который может видеть за ширмой своего возраста, но не может испытывать реальных чувств к кому-либо или чему-либо: «Он словно был заперт в ореховой скорлупе … снаружи были его тени, куклы. Он видел себя через призму аутизма, имитируя контакт с внешним миром, разговаривая с другими ложными голосами, добиваясь только полезных ему вещей: книги, секс, деньги, продукты питания, власть и другие». Роман возвращается к Гамлету снова и снова — хотя Просперо, возможно, лучше подходит для сравнения. В то время как главные действующие лица сравниваются с Игроками «подготовленными к пасторальным, трагическими или промежуточным действиям», писатель Эдуард Лимонов описывает Суркова как человека, что «превратил Россию в прекрасный постмодернистский театр, где он экспериментирует со старыми и новыми политическими моделями. В этом кое-что есть. В современной России, в отличие от старого СССР или современной Северной Кореи, политическая модель постоянно меняется: диктатура утром, демократия в обед, олигархи на ужин, в то время как за кулисами нефтяные компании экспроприированы, журналисты убиты, миллиарды пропали. Сурков в центре шоу, он становится спонсором националистических скинхедов в один момент, а затем скрытых групп по защите прав человека в другой. Это стратегия власти, основанная на сохранении любой оппозиции, в таких условиях может быть постоянная путаница, непрерывное изменение форм, которое уже не остановить, потому что это невозможно.
Это слияние деспотизма и постмодернизма, в котором нет правды, несомненно, отражается на повальном увлечении русской элиты нейролингвистическим программированием и гипнозом Эриксона: виды подсознательной манипуляции, которые главным образом основываются на запутывании вашего противника, впервые система разработана в США в 1960-х. В Москве существует огромное количество центров НЛП, каждый из которых привлекает властьимущих, вытягивая из тех тысячи долларов за знания в области манипуляции людьми. Новый перевод постмодернистских текстов придает вес модели власти Суркова. Франсуа Лиотар, французский теоретик постмодернизма, стал переводиться в России только в конце 1990х годов, ровно в тот момент, когда Сурков вступил в правительство. Автор «Околоноля» любит ссылаться на такие понятия Лиотара, как распад великих культурных рассказов и фрагментация правды: идеи, которые по-прежнему кажутся весьма новыми в России. Один блоггер отметил, что «количество ссылок на Деррида в политическом дискурсе растет вне всяких разумных пределов. На недавней конференции депутат Госдумы Иванов цитирует Деррида трижды, а Лакана дважды. Отголоски социализма начала 20-го века Россия приняла за моду, якобы либеральное западное интеллектуальное движение, и превратила его в инструмент угнетения.
Вторая частья статьи Петра Померанцева «Путинский Распутин» >>>
Опубликовал redactor 21st Октябрь 2011.
Размещено в Новости.
Метки: Околоноля, Померанцев, Путин, Сурков, Ходорковский.
Уважаемые авторы сайта. Этот материал, мягко говоря, не правдивый. По крайней мере к Владиславу Юрьевичу он не имеет на 85% никакого отношения. Померанцев «с высоты своего роста» оценивает масштаб Личности, к которой ему не суждено никогда приблизиться, причем во всех смыслах. Особенно удивляют перлы про обиженных животных. Может быть с Бандерой перепутал (тот да, был кошкодавом)…
Лучше всего к автору статьи подойдет такое определение: «слышал звон, да не знает, где он».
Среди нашей политической элиты трудно найти более порядочного человека, чем Владислав Юрьевич Сурков. Он настоящий патриот своего Отечества.
Мы за свободу слова — публикуем и подобные статьи, и ваши комментарии к ним тоже.
Про неё же, свободу слова, могут много рассказать наши админы, которые постоянно отбивают ddos атаки.
«У нас ничтожеств делают государственными деятелями»-Руслан Хазбулатов Коротко,четко и правильно По этой причине нам не удалось перевести Россию из социализма в капитализм Говорят что появилось желание возврата назад в социализм Можно утверждать что если при этом экономистов будут подменять артисты и милиционеры и т.д.то это будет очередная пустая затея